Некоторых родителей не удовлетворяет,если мы так неопределенно, словами,вынесенными в заголовок, отмечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?» На этот вопрос хорошо отвечает венгерский композитор и педагог Золтан Кодай: «За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше - за девять месяцев до рождения его матери».
Многие привыкли считать, что воспитание ребенка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить.
Известный сторонник раннего активного развития детей в Японии, Масаре Ибука, отстаивающий именно такую точку зрения, в своей книге «После трех уже поздно» в качестве доказательства приводит примеры детей, которые были в младенческом возрасте похищены волками и в три-четыре года найдены и возращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки ученых, эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Их не смогли научить не только читать или считать, но даже членораздельно говорить.
Многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребенка необычайно важен, что у детей до трех-четырех лет огромный жизненный потенциал. Их сознание - чистый лист. Познает окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80% от мозга взрослого человека.
С самого рождения младенец попадает в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков - сердитых, нежных, громких, тихих, взрослых, детских. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. В 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит - гулит, бормочет, иногда даже напевает.
Ребенок очень тонко улавливает интонации. На ласковый тон - улыбается, тянется ручками. На сердитый тон - пугается, плачет. Постарайтесь по мере возможности беречь его от звуков громких, диссонирующих резких звуков. Мелодичные, тихие, нежные звуки действуют на младенца успокаивающе, доставляют удовольствие.
Особенно благотворное влияние на ранее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери. С пением матери связаны первые, важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни.
К большому сожалению сегодня, песня у колыбели ребенка, все больше уходит из семейной жизни. Некоторые мамы стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники. Если хотите, чтобы ваши дети полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей - самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.
Хорошо, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память. Ведь пение - это не только музыка, но еще и стихи. Раннее пение - это путь к развитию музыкальности.
Голосовой аппарат ребенка - инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. В этом возрасте очень легко «сорвать» голос ребенка. И поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду.
Решающую роль играют родители. В исполнении взрослых как они слышать, так и им подражают.
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. В интересах ребенка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать своим пением голос малыша. Пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.
Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво, поскольку маленький ребенок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь.
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Если вы хотите выучить с ребенком песню «Зайка», где запев поется медленно, а припев - быстро. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, а во время припева - прыгает.
Так же как и петь, малыши любят танцевать. Движения под музыку не только полезны для здоровья и помогают научиться координировать движения, но и развивают у них музыкальность, чувство ритма, да и просто доставляют радость.
Научите малыша покружиться под музыку, ритмично пристукивать каблучком в такт, похлопать в ладоши и другим движениям. Часто малыши танцуют, не слушая музыку. Обратите на это внимание. Объясните, что под марш нужное маршировать, под плавную музыку выполнять медленные движения. Включайте музыку разного характера, и пусть малыши сами под нее самостоятельно танцуют, придумывая те или иные движения.
Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение.
Наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше.
Консультация для родителей «Мелодии для самых маленьких»
Нужно ли учить ребенка музыке? Сегодня специалисты рекомендуют начинать приобщать малыша к музыке задолго до того, как он сможет дотянуться до клавиш рояля.
Педагоги, психологи, музыканты едины во мнении, что вводить кроху в мир музыки нужно еще до рождения. Малыш способен слышать звуки уже на 6-ом месяце беременности, а улавливать колебания звуковых волн - намного раньше. Музыка способствует активному росту мозга плода, активизирует формирование зон коры, отвечающих за речь, логические операции, интуитивное и ассоциативное мышление. И, конечно же, способствует развитию слуха и чувства ритма.
Музыка, самое абстрактное и отвлеченное из искусств, требует, прежде всего, эмоционального отклика, сопереживания. А малыш в мамином животике, как крошечный эмоциональный локатор, улавливает каждое движение ее души.
Постарайтесь приобрести хороший музыкальный центр или хотя бы CD-проигрыватель, он пригодится вам, и когда ваш малыш появится на свет. Считается, что живая инструментальная музыка намного полезнее записей, особенно цифровых. Поэтому старайтесь время от времени выбираться на симфонические или камерные концерты.
Самая полезная для ребенка музыка - это та, которую исполняет сама мама. Оптимальные инструменты для музицирования во время беременности - фортепиано и флейта. Фортепиано обладает самой богатой звуковой палитрой, полной нюансов и полутонов, а при игре на флейте, как и при плавании, активизируются кислородный обмен и кровоток у мамы и малыша.
У детей, мамы которых танцевали во время беременности, прекрасно развито чувство ритма. Ведь кроха в животике "танцует" вместе с мамой, улавливая тончайшие нюансы каждого вашего движения. Не стоит отплясывать на восьмом месяце рок-н-ролл, а вот покружиться под ритмичную небыструю музыку, выполнить несложные ритмические упражнения или просто грациозно подвигать в такт музыке руками, плечами, головой полезно на любом сроке.
Живой и любимый мамин голос для малыша полезнее любого, самого высокопрофессионального, исполнения. И даже при полном отсутствии музыкальных способностей совсем несложно выучить несколько простеньких детских песенок.
В первые месяцы после рождения тактильные ощущения - главный источник информации о мире. Лучший способ развития чувства ритма - массаж под музыку. Подберите детские песенки-потешки и, когда делаете малышу массаж, пойте их или включайте диск. Очень полезно, взяв ребенка на руки, простукивать его ладошкой ритмический рисунок несложных детских песенок-потешек. Можно попробовать танцевать вместе малышом, взяв его на руки или посадив в слинг.
Если вы танцевали до его рождения, поставьте ту же музыку и делайте те же движения. Малыш обязательно вспомнит свой пренатальный опыт. После 3-4 месяцев можно не просто кружиться вместе с ребенком, но и покачивать его, слегка подбрасывать, махать в такт его ручками. Ближе к году, когда малыш научится стоять самостоятельно, он с радостью будет делать вместе с вами движения под музыку: раскачиваться, приседать, а потом и кружиться.
Чем больше разнообразных звуков будет окружать малыша, тем лучше будет развиваться его слух. Помимо покупных погремушек сделайте погремушки -"шуршалочки", насыпав в маленькие, плотно закрывающиеся емкости немного крупы, гороха, макарон. Это приучит ребенка прислушиваться к негромким, нежным звукам.
В 6-8 месяцев, когда ребенок научится стучать предметом о предмет, позаботьтесь, чтобы ему было чем и обо что постучать. Подойдут перевернутые пустые коробки, наполненные крупами пластиковые бутылки, кастрюли, деревянные ложки. После полугода нужно познакомить ребенка и с правильно настроенными музыкальными инструментами. Приобретите детские шумовые инструменты: металлофон, треугольник, бубен, маракасы, флейту. После 8-9 месяцев запишите на компакт-диск звучание 5-7 известных ребенку предметов домашнего обихода и детских музыкальных инструментов. Поставьте перед ребенком 1-2 предмета, включите запись и спросите, на чем это играют. Очень скоро он научится самостоятельно определять звуки.
Пение - это прекрасный способ установить эмоциональный контакт с малышом, вовлечь его в диалог. Когда ребенок начинает гулить, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и повторите звуки, которые он произносит, переложив их на какой-нибудь несложный мотив. Варьируйте звук: меняйте ритм, высоту, тембр. Попробуйте в ответ на лепет спеть звук, которого нет в репертуаре малыша.
Несмотря на всю пользу классической музыки, не нужно, чтобы она звучала в детской постоянно. Ребенок должен научиться "слушать тишину", различая в ней звуки обыденной жизни: скрип двери, шелест ветра, щебетание птиц, шуршание бумаги.
Занимаясь с крохой музыкой, не забывайте о "золотом правиле" раннего развития: любое развивающее занятие должно закончиться раньше, чем оно прискучит малышу, даже если это произойдет всего лишь через одну-две минуты. Ведь времени у вас впереди предостаточно, и пока что самое важное - не добиться каких-то сногсшибательных результатов, а показать крохе, как удивительно богат и волшебно красив мир звуков. Вам кажется, этого мало? Что же, подождите совсем чуть-чуть, и вы убедитесь, что это совсем не так!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
«Развитие музыкально – творческих способностей детей в условиях семьи»
Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Гармоничность музыкального воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека не только в детском саду, но и в семье.
Дети, участвуя в развлечениях, праздниках, да и на музыкальных занятиях скованы, боятся выразить свои эмоции, стесняются выразительного исполнения.
Период дошкольного детства является наиболее чувствительным к восприятию искусства, в силу чего развитие музыкально-творческих способностей наиболее эффективно происходит в процессе занятия музыкой, требующей развития музыкально-сенсорных способностей детей, эмоциональной отзывчивости, музыкальной восприимчивости, умения чувствовать и осмысливать содержание разных по жанрам музыкальных произведений. Развиваем творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний в знакомых танцевальных композициях, импровизация попевок в небольших песенках, музицирование на детских музыкальных инструментах, вовлечение в семейные праздники, знакомство с семейными традициями, песнями, сказками. В это же время происходят серьезные изменения в личностном развитии воспитанника, они требуют от родителей особого внимания, особенно когда дети не могут, да и боятся, оценивать себя и свою деятельность.
Незначительная неудовлетворенность собой огорчает ребенка и при дальнейших выступлениях он теряется, а иногда может совсем отказаться.
Есть замечательное стихотворение поэтессы Л. Фадеевой «Первое выступление», в котором она точно передала эмоциональное состояние ребенка:
Стою на сцене. Зал затих.
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
В музыкальной деятельности дети испытывают большую потребность в реализации своих творческих способностей: пропеть свое имя; сочинить несложную песенку на заданный текст, передать музыкальный образ в движении под музыку. Певческие импровизации детей не выразительны, в основном копируют друг друга. В движениях под музыку не уверены и стеснительны, но лишь отдельным детям удается «войти в образ». Дети проявляют мало фантазии, создаваемые ими игровые и танцевальные образы маловыразительны. Появилась большая необходимость подвести, подтолкнуть детей к импровизации. Главное, чтобы ребенок не почувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, был увлечен игрой, сказкой. Поэтому родители должны сами войти в образ ребенка, быть с ним, поддерживать.
Для формирования творческих способностей детей можно применить следующие направления:
- «Мы рисуем музыку» (передают свои впечатления, настроение в рисунках);
- «Мы сами можем творить музыку» (песенное творчество);
- «Мы танцуем музыку» (игровое и танцевальное творчество).
Игра – самый доступный вид деятельности для детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, сюжетно-ролевые песни, подвижные игры. Это наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляемая в образных движениях.
Сюжетно - ролевые игры раскрывают у детей фантазию, дети представляют разную мимику, придумывают разные жесты. Из сюжетно- ролевых игр вытекает театрализованная игра. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. Именно театрализованные игры являются играми-представлениями, в них, как в настоящем театральном искусстве, с помощью интонации, мимики, жестов, позы и походки создаются конкретные образы.
Чтобы дети не копировали действия или движения взрослых, можно предложить детям этюды на контрастные жесты: «Огромный арбуз» - «Воздушный шар»; «Тяжелая сумка» - «Мыльный пузырь на ладошке». Такие игры с воображаемыми предметами развивают у детей не только мимику и выразительные жесты, но и память, воображение, фантазию, творчество.
Родителям несложно проводить со своими детьми «Театр песни» - инсценирование песен с несколькими персонажами, а поэтические образы озвучивать детскими музыкальными инструментами.
Проводить с детьми «Занятия – фантазии» - обыгрывать с детьми не сказочные сценки, а придумываем с детьми другие ситуации, например, «Муха - цокотуха»: Муха - цокотуха нашла денежку:
1. – Что это? Денежка? Интересно, кто мог её обронить (заяц, медведь, лиса) Эту денежку я никому не отдам! Она моя! Потому что я её нашла. Что же мне купить?
2. – Ой, смотрите, я нашла денежку, какое счастье! Я пойду на базар…что же мне купить (мечтательно? Нет, лучше самовар!
3. – Ах, кто- то потерял денежку! Наверное, расстроился. Надо отыскать хозяина! Эта дорога ведет не базар, побегу, может отыщу того, кто её потерял.
Такие занятия помогают развивать речь детей, побуждают к творческому мышлению, воображению и фантазии.
Очень интересны детям «Театрализованные викторины». На детских домашних праздниках пройдет весело и интересно. В них принимают участие две команды. Дети сами придумывают название команд, готовят себе эмблемы. Чем интересны викторины: присутствие жюри, а также зрители. Чем лучше сыграют, зрители быстрее отгадают, тем больше баллов получит команда.
.Примерные задания:
- инсценировать отрывок из сказки или стихотворения;
- назвать сказку по персонажам (царь, 3 сына, болото, лягушка)
- определенную фразу произнести с разной интонацией (весело, грустно, сердито и т. д.)
Такие викторины побуждают детей к активному общению, участию в театрализованных играх, развивается интонационная выразительность речи, а самое главное - совместное участие с родителями.
Таким образом, театрализованная деятельность детей и родителей позволяет научиться ребенку восхищаться, удивляться, сопереживать.
Фантазирование, сочинительство сближает детей и родителей, позволяет доверять, раскрепощает ребенка.
Музыкальное воспитание детей в семье
Не всегда взрослые уделяют должное внимание музыкальному воспитанию детей. Цель этих занятий часто сводят к минимуму — научить петь. Многие считают, что умение петь не столь важно, но без песни по жизни пройти трудно, да и не следует сужать задачи музыкального воспитания до этого уровня. Все гораздо глубже и значительней. Во-первых, на таких занятиях у ребенка развиваются чувство ритма и координация движений, что немаловажно для гармонического развития личности, во-вторых, формируется эстетический вкус, в-третьих, уже давно доказано, что хорошая музыка оказывает огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Также музыкально-дидактические игры необходимы для формирования и развития музыкального слуха и чистоты интонирования.
На первом этапе занятий рекомендуется предлагать материал в образно-игровой форме. Ребенок должен научиться различать на контрасте звучание высоких и низких звуков. Желательно, чтобы у взрослого, который проводит занятие, было музыкальное образование, но можно обойтись и без него, достаточно иметь представление о высоте звуков и чувстве ритма.
Вначале малышу проигрывается или напевается простейший звук на одной ноте, а затем ребенку предлагается его повторить. После того как малыш справится с заданием, правила усложняются, их следует проводить, сохраняя прежний принцип, но используя мелодии с поступенным (гаммаобразным, сверху вниз, снизу вверх) движением звуков, затем интервалы становятся более широкими.
А теперь делаем переход к занятиям, способствующим развитию чувства ритма.
Первый этап. Ребенку предлагается показать ладошки и громко похлопать. Затем взрослый с помощью хлопков демонстрирует простой ритмический рисунок и предлагает малышу его повторить. Когда ребенок справится с заданием, оно усложняется.
Второй этап. Взрослый предлагает ребенку одновременно громко потопать. Затем взрослый демонстрирует с помощью притопывания простой ритмический рисунок, малышу предлагается его повторить.
Третий этап. Взрослый предлагает ребенку одновременно громко потопать и похлопать. Затем взрослый демонстрирует с помощью хлопков и притопывания простой ритмический рисунок, малышу предлагается его повторить.
Четвертый этап. На фортепиано или детском ксилофоне взрослый играет простые ритмические рисунки, а потом предлагает повторить их малышу.
Фоновая музыка в жизни детского сада
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.
Занятие
|
Степень активности восприятия музыки
|
Развитие речи
|
Активное и пассивное
|
Математика
|
Пассивное
|
Ознакомление с окружающим
|
Активное и пассивное
|
Ручной труд
|
Пассивное
|
Конструирование
|
Пассивное
|
Рисование
|
Активное и пассивное
|
Физкультура
|
Активное и пассивное
|
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты ( приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Примерное расписание звучания фоновой музыки.
Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.
Время звучания
|
Преобладающий эмоциональный тон
|
7.30 – 8.00
|
Радостно-спокойный
|
8.40 – 9.00
|
Уверенный, активный
|
12.20 – 12.40
|
Умиротворённый, нежный
|
15.00 – 15.15
|
Оптимистично-просветлённый, спокойный
|
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
Функция
|
Примерный репертуар фоновой музыки
|
Релаксирующая
|
- К. Дебюсси. «Облака»
- А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета
- К.В. Глюк. «Мелодия»
|
Тонизирующая
|
- Э. Григ. «Утро»
- И.С. Бах. «Шутка»
- И. Штраус. Вальс «Весенние голоса»
- П.И. Чайковский. «Времена года» («Подснежник»)
|
Активизирующая
|
- В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал)
- М.И. Глинка. «Камаринская»
- В.А. Моцарт. «Турецкое рондо»
- П.И. Чайковский. « Вальс цветов»(из балета «Щелкунчик»)
|
Успокаивающая
|
- М.И. Глинка. «Жаворонок»
- А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка»
- К. Сен-Санс. «Лебедь»
- Ф. Шуберт. «Серенада»
|
Организующая
|
- И.С. Бах. «Ария»
- А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»)
- С.С. Прокофьев. «Марш»
- Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»
|
Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
раскрыть » / « свернуть